Главная

Законодательство

Школа

Клуб замещающих семей

В помощь выпускнику

Специалисты центра

Конкурсы

Консультирование

Невыдуманные истории

Форум

 

Мама, папа и малыш

Самый сложный первый класс

Кто такой психолог

Детские конфликты

Выбираем секцию

Тревожный ребенок. Что делать?

Что такое уверенность в себе?

Нелюбимые дети

Как мотивировать ребенка?

 


Тревожный ребенок. Что делать?

    Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
    Рассмотрим причины возникающей тревожности у детей:
    1. Повышенная чувствительность. Не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, которые придерживаются авторитарного стиля воспитания. В этом случае ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
    2. Крайне близкие отношения ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным. К установлению подобных отношений склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
    3. Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
    4. Частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
    В соответствии с этим можно выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:
    • личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности;
    • высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний;
    • высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается связь тревожности со свойствами личности, от которых зависит успеваемость;
    • тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения, что отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых;
    • высокий уровень тревожности сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют раздражительность, нетерпеливость, стремление объяснить свой неуспех внешними причинами;
    • тревожность связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
    Естественно, выявленная высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в первом случае работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у ребенка способность справляться с повышенной тревогой.
    На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
    1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
    2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.
    3. Вводите ребенка в новую игру осторожно. Если Вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте.
    4. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки).
    5. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
    6. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц.
    Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
На что нужно обратить внимание:
     Вам необходимо сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви (независимо от успехов).
     Прежде всего, Вы должны ежедневно отмечать успехи своего ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
     Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если Вы очень раздосадованы и сердиты.
     Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал. Если же ребенок извинился под Вашим нажимом, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
     Полезно снизить количество замечаний. Можно пробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитать список. Скорее всего, для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили Вам и Вашим отношениям с ребенком.
     Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!»). Лучше, если в качестве профилактики, Вы, не дожидаясь экстремальной ситуации, будете больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
     Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
     Вы должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая своего ребенка. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
     Необходимо обратить внимание на себя! Прежде всего, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к своему ребенку.
    Родители могут помочь своему ребенку снизить тревожность, используя специальные психологические игры. Как правило, эти игры направлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение самооценки. В групповые игры можно предложить поиграть детям на детской площадке, в гостях или специально собрав небольшую компанию сверстников, а также всей семьей. Вот некоторые из них:

    ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»
    Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.
    Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры – «берега» – помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая  Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
    Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

    «ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»
    Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
    Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят родители и друзья. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любят родители и друзья каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
    Примечание. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что родители любят их за то, что они моют посуду, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

    «СКУЛЬПТУРА»
    Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
    Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
    - ребенка, который ничего не боится;
    - ребенка, который всем доволен;
    - ребенка, который выполнил сложное задание, и т. д.
    Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

    «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
    Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.
    Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее.     Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине.  Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

    «НАСОС И МЯЧ»
    Цель: расслабление максимального количества мышц тела.
    Ведущий: «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Другой начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

    Самое главное – любите своего ребенка! Потому что именно детские травмы и страхи становятся причинами наших «взрослых» проблем и неудач.
Удачи Вам!

Елькина И.В., методист Центра
 

Что такое счастье?
Таким простым вопросом, Пожалуй, задавался не один философ.
А на самом деле счастье –
это просто.
Начинается оно с полуметра роста…

Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.
Счастье – это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.
Счастье – это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? Да почему?

Счастье – это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
«Почитай мне сказку»,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик
Из-под одеяла,
Заяц на подушке,
Синяя пижама.
Брызги по всей ванной,
Пена на полу.
Кукольный театр,
Утренник в саду.
Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Знает это каждый
Счастье – НАШИ ДЕТИ!


Чудо-лекарство

Взрослые! Если грустите,
Кошки скребут на душе –
Детство в аптеке спросите:
В капельках или в драже.

Пару цветных витаминок,
Капелек с сахаром пятъ –
И босиком без ботинок
Прямо по лужам гулять.

В ваших глазах отразится
Небо такой синевы...
Солнцем, травинкой и птицей
Будто бы станете вы.

Снова деревья большие,
Хочется петь и играть!
...Может, вы даже решите
Больше детей не ругать?

Детства волшебное царство –
Радость веселых проказ...
Жаль, что про чудо-лекарство
Мамы не знают пока.

Но не беда! Слава Богу,
Вместо чудесных затей
Взрослым придут на подмогу
Смех и улыбки детей!